Индивидуальное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе образования в детском саду.
Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В дошкольных образовательных организациях обеспечиваются доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья; осуществляется индивидуально ориентированный подход к подбору и разработке образовательного маршрута каждому ребенку, независимо от уровня его развития, нарушения и состояния здоровья; расширяется и обновляется спектр образовательных услуг.
В соответствии с "Законом об образовании РФ" для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях создаются специальные образовательные условия. Рекомендации по созданию специальных условий, необходимых для образования каждого конкретного ребенка с ОВЗ в городе Брянске дает психолого-медико-педагогическая комиссия на основе особых образовательных потребностей ребенка. Родители имеют право присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждений результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей (ФЗ № 273 от 29.12.12 статья 74). Родителю ребенка с ОВЗ необходимо передать рекомендации, сформулированные в заключении ПМПК, руководителю образовательной организации. На основании этого документа руководитель образовательной организации обеспечит создание специальных условий, требуемых ребенку с ОВЗ. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ФЗ № 273 от 29.12.12 статья 79).
В связи с этим в ДОУ разрабатывается специальный план сопровождения детей с ОВЗ. Цель которого заключается в воспитании личности, социально адаптированной к условиям жизни в современном обществе, обучение, просмотр, уход и оздоровление воспитанников.
Реализация цели требует решение следующих задач:
-создание условий для всестороннего развития детей с ОВЗ, обогащение социального опыта и гармоничное включение таких детей в коллектив сверстников;
-формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств воспитанников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
-осуществление психолого-педагогической коррекции(речевых, эмоциональных нарушений);
взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития каждого ребенка.
Основные направления работы с детьми с ОВЗ в полном объеме отвечают требованиям ФГОС:
-физическое развитие-развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации;
-социально-личностное развитие-обеспечение оптимального вхождения детей ограниченными возможностями в общественную жизнь;
познавательно-речевое развитие-формирование познавательных процессов и способ умственной деятельности;усвоение и обогащение знаний о природе и обществе;
-развитие речи как средства познания;
художественно-эстетическое развитие-развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции.
Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется в контексте ФГОС в следующих формах:закаливающие процедуры, специально организованная образовательная деятельность (также в режимных моментах), игры-тренинги, индивидуальная работа.
В организации образовательной деятельности мы учитываем:
-диагностику индивидуальных особенностей детей (беседа и анкетирование родителей, диагностика развития ребенка (специалисты, воспитатели),наблюдение за поведением детей в группе;
-планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;
-организацию предметно-развивающей среды в соответствии с ОВЗ детей, стимулирование развития самостоятельности, инициативы и активности, обеспечивающих детям с разными возможностями доступ к развитию.
-организацию совместной жизнедеятельности детей в условиях данной группы. Она подразумевает индивидуальную работу; осуществление развивающей деятельности-развитие познавательной сферы, игровой, конструктивной деятельности и др.;социализацию в условиях совместной деятельности детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников; создание условий для творческого развития детей; создание ситуаций, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата;использование естественных и образовательных ситуаций для развития социальных навыков; демонстрацию желательного поведение в различных ситуациях;
мониторинг образовательного процесса.
Согласно выстроенной модели нашего плана мы ожидаем следующие результаты:
-повышение профессионального уровня воспитателей в плане индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве дошкольного учреждения;
-положительную динамику оздоровления детей с ОВЗ и успешная их социализация в образовательное пространство дошкольного учреждения;
создание единой психологически-комфортной образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями;
повышение педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ;
-разработка методических рекомендаций для педагогов по работе с детьми с ОВЗ.
Прикреплённый файлПрикреплённый файлПрикреплённый файл